Поиск






Ребёнок в семье психологического садиста

Садистский характер может передаваться как модель жизни от матери или от отца, если они обладают садистскими наклонностями скрытого типа, или же сложиться в процессе воспитания под психологическим и/или физическим давлением садиста активного типа. При этом второй родитель может быть как жертвой садиста, так и дополняющим его отклонение мазохистом.

Условия для развития садистских наклонностей

Ощущение эмоциональной покинутости, рождающейся у ребёнка в самом раннем возрасте. Неважно, каковы причины, по которым родители не смогли обеспечить ребенку чувство эмоциональной причастности. Они могли много работать или много болеть, или находиться в заключении, или просто быть отчужденными по отношению к ребёнку. Однако самого по себе ощущения покинутости недостаточно для развития склонности к садистским наклонностям. Для этого нужна вторая составляющая — оскорбления и проявления жестокости по отношению к ребёнку. И тут перед садистом открывается широкий «простор для деятельности»… Мы перечислим основные модели поведения, которые могут использоваться в различных комбинациях:

Эмоциональное подавление. Отношения с собственным ребёнком опираются на два противоположных полюса – абсолютная власть и правота садиста и абсолютное рабство ребёнка. Иногда чаду позволяется радоваться, но только тогда, когда источником радости является сам «властитель».

Жёсткая критика. «Воспитание» проходит по принципу «чем больше критики, тем лучше». Похвалить — означает дать почувствовать другому, что он чем-то приблизился к «повелителю». Поэтому похвала полностью исключена из воспитательных мер. Даже если такое случается, то затем следует ещё более уничижающая критика, чтобы жертва не вообразила, будто она на самом деле чего-то стоит.

Изощрённые унижения, нацеленные на причинение душевной боли. В этой роли обычно выступают родительские посылы: «Ты — никто и ничто. Твоё дело не понимать, а подчиняться». «Ты — моя собственность, на которую я обращаю внимание, когда хочу, и не интересуюсь, когда она мне не нужна». «Я имею право делать с тобой всё, что хочу». «Я тебя породил, и я имею право на твою жизнь». «Ты безмозглый, ничего не можешь и не умеешь». «Ты сам виноват во всём, что с тобой происходит».

Запугивание. Это вообще любимый конёк психологического садиста, который с детьми ещё более эффективен, чем со взрослыми – ведь они доверчивы, эмоциональны и совершенно беззащитны. В итоге дети начинают не просто боятся темноты или пауков, а просто опасаются сделать что-то, проявить какую-нибудь инициативу, даже лишний раз сдвинуться с места. Всё это, в свою очередь, даёт садисту лишний повод их наказать, унизить и сильнее запугать: они начинают своих детей обвинять в лени, не инициативности, плохих оценках и так далее, параллельно высмеивая его страхи, причиной которых они сами и являются.

Физическое наказание или надругательство. Причем наказание должно быть значительно более суровым, нежели того заслуживает ребёнок за совершённые им проступки. Подобное наказание больше походит на расправу. Иногда ребенка наказывают за то, чего он не совершал, а иногда и без повода — просто под руку попался.

Атмосфера непредсказуемости. В таких условиях ребёнок не в состоянии понять, за что можно получить наказание и как этого избежать, и находится в постоянном напряжении, в ожидании очередного «раунда». Иногда причиной тому служит психические отклонения, эмоциональная неуравновешенность, алкоголизм или наркотическая зависимость родителей, которые в состоянии наркотического опьянения или вспышки раздражения могут вымещать на ребёнке немотивированную агрессию. Случается и так, что за один и тот же поступок ребёнок в одном случае может быть жестоко наказан, в другом случае вызвать прилив нежности и умиления, а в третьем – полное равнодушие.

Как распознать ребёнка из садисткой семьи?

Такие дети своим сверстникам и учителям со стороны могут казаться просто застенчивыми, молчаливыми, предпочитающими всё время «оставаться в тени». Некоторые дети могут даже боятся отвечать уроки перед доской, боятся когда взрослые произносят его имя, фамилию и т.п. Поэтому стоит присмотреться к таким детям: возможно, они не просто меланхолики, а запуганы родителем-садистом и подвергаются постоянному как минимум психологическому насилию, — а значит, им нужна помощь!

При этом у детей родителей-садистов может быть всё, что возможно купить за деньги, а сами взрослые — быть уважаемыми в обществе людьми с приличной профессией и внешностью. Из-за этого никому и в голову не придёт, что в овечьей шкуре притаился волк… точнее, садист, который издевается над собственным ребенком дома, когда никто этого не видит. На людях же «серый» демонстрирует показную заботу о ребёнке и его будущем. Несчастные запуганные дети боятся пожаловаться кому-либо, а чаще всего даже не осознают, что имеют право просить о помощи или что вообще в ней нуждаются.

При этом мышление ребёнка, воспитывающегося в семье психологического садиста, сводится к следующим стереотипам:

«Меня невозможно любить. Другие люди тоже не стоят уважения и любви».

«Я не могу контролировать свою жизнь. Жизнь опасна и непредсказуема. Наказание — единственная постоянная и неизбежная вещь в жизни».

«Чтобы выжить, надо бороться. Надо контролировать действия, мысли и чувства других людей. Надо заставить бояться себя».

«Насилие — единственный способ существования. Чтобы избежать боли и агрессии от других, надо опередить их».

«Меня наказывают – значит, и я могу наказывать. Для оскорблений, унижений и надругательств не нужны специальные причины. Жизнь стоит дёшево».

«На меня обращают внимание только тогда, когда хотят наказать. Единственный способ обратить на себя внимание — совершать поступки, за которые наказывают».

«Я хорошо понимаю состояние людей, только когда они страдают. Если я заставлю других страдать, они станут мне понятны».

Подобные выводы делаются бессознательно — не столько на языке логики, сколько на уровне чувств и ощущений. Но они начинают воздействовать на жизнь ребёнка подобно заложенной программе. А вот о том, как каким последствиям это может привести, мы подробно поговорим в следующий раз.

Edwin

Комментарии запрещены.