Стратегия психологического садиста
Мы уже знаем, что среди признаков садистских наклонностей обычно бывает ярко выражена патологическая неспособность признавать свою неправоту, а так же агрессивно-презрительное отношение к окружающим. Существуют и другие типично садистские установки, по наличию которых можно понять: перед вами потенциально опасный человек. Этой категории людей даже сговариваться друг с другом не надо – они всегда играют по одним и тем же правилам.
Игра на чувствах жертвы
Люди садистского типа чрезвычайно чутки в отношении реакций партнера и развлечения ради стремятся вызвать те, которые хотят видеть в данный момент. Они способны своими действиями породить бурную радость или погрузить в отчаяние, вызвать эротические желания или охлаждение. Такой чело неплохо разбирается в том, как добиться те или иных реакций, и наслаждается своей властью.
При этом он бдительно следит, чтобы его партнёр не испытывал удовольствие или радость от действий других людей. Подобные ситуации садист немедленно пресекает: либо источник радости будет опорочен тем или иным способом, либо он найдёт способ «испортить малину» самому партнёру. Точно так же садисту не нравятся страдания жертвы из-за других людей или по собственной инициативе. Если такое случится, садист постарается отвлечь партнёра либо новыми неприятными ситуациями, либо начнёт его усердно утешать. И в большинстве случаев он добьется своего: человек с благодарностью примет его помощь и, возможно, почувствовав такую мощную поддержку, перестанет страдать. Но и в этом тоже садист будет видеть проявление своей абсолютной власти.
Фрустрирование жертвы
Ещё одна отличительная черта психологического садизма — стремление разрушать планы, препятствовать осуществлению желаний других людей. Главное для человека с садистскими наклонностями — во всём действовать наперекор другим: убивать их радость и разочаровывать в их надеждах. Если партнёр с нетерпением ждет встречи с ним, он склонен быть угрюмым. Если партнёр хочет половой близости, он будет холоден. Для этого ему даже ничего не требуется делать специально — он действует угнетающе просто тем, что излучает мрачное настроение. Моральный садист готов причинить вред себе и упустить собственную выгоду, лишь бы не допустить ликования партнера при достижении успеха. Если же кому-то нравится сам процесс труда, то в него немедленно вносится нечто, что сделает его неприятным.
Уничтожение достоинств
Садист всегда чувствует, в чём именно не уверена его жертва, что именно ей хотелось бы скрыть. Поэтому критике подвергаются как раз эти свойства, особенности, умения и черты. Но и те качества, которые садист тайно признает как положительные, будут немедленно обесценены для того, чтобы партнер не смел равняться с ним в достоинствах, не смог стать лучше ни в своих, ни в его глазах. Чем более наделен подчиненный человек какими-либо ценными качествами, чем очевиднее они, тем более жесткой будет критика. Например, открытый и честный человек будет обвинен в хитрости, лживости и манипулятивном поведении; человек с аналитическим складом ума и объективным взглядом на текущую ситуацию будет обвинён в чёрствости и бюрократии… Садист часто проецирует собственные недостатки и возводит напраслину на других людей. Например, расстроенному его же действиями человеку он может сочувственно высказать опасения по поводу эмоциональной неустойчивости и порекомендовать обратиться к врачу.
Спаситель по контракту
В арсенале морального садиста кроме кнута имеется несколько пряников. Сперва он, конечно, добивается того, что его жертва оказывается в психологической или (и) материальной зависимости от него самого, чтобы она боялась его покинуть и соглашалась с внушениями садиста: «Я твой создатель», «Ты станешь таким, каким я хочу тебя видеть», «Без меня ты никто». Затем садист запугивает жертву таким образом, чтобы она чувствовала себя беспомощной перед всевозможными грядущими опасностями – безденежьем, одиночеством, унижением, презрением окружающих и т. д.
Вот и готова почва для «благодеяний»: в тот момент, когда жертва уже готова отчаяться, садист становится «спасителем» — правда, на определённых условиях. «Ты будешь делать как я сказал(а) и никто тебя не тронет», «ты будешь выполнять мои правила и скандалы (побои) прикатятся», «я тут не при чем, твои страхи возникли, потому что ты меня не слушал(а)» и т. д. И жертва верит, иногда даже боготворит, иногда из страха идёт на его условия, но все снова и снова повторяется.
Эксплуатация жертвы
Сама по себе эксплуатация может быть не связана с садистскими наклонностями, а совершаться только ради выгоды. В садистской же эксплуатации самая главная выгода — это ощущение власти, независимо от наличия ощутимого выигрыша. Требования к партнёру постоянно возрастают, — но что бы он ни делал, как бы ни старался, он не добьётся благодарности. Мало того, любые его старания будут раскритикованы, и ему будут предъявлены обвинения в плохом обращении. Разумеется, такое «плохое» обращение партнер должен искупить еще большим старанием угодить. И, конечно же, это ему никогда не удастся, поскольку самое главное для садиста — это показать партнёру, что он никогда не будет достоин его.
В самой же глубине души садист отчаянно желает, чтобы партнёр наполнил его жизнь всем необходимым (удовлетворение основных потребностей, обеспечение карьеры, получение любви и заботы, безграничной преданности и безграничного терпения, сексуального удовлетворения, комфорта, престижа и т. п.), потому что сам садист не чувствует себя способным на это. Но как раз последнее тщательно скрыто и от партнёра, и от самого себя.
«Троянский конь»
Психологический садизм обычно начинает проявляться в период первых серьёзных романтических отношений, но будущая жертва практически никогда не придаёт значения внимание таким «мелочам» как резкая беспричинная смена настроения, колебания от любви до ненависти, от беспричинной агрессии «любимого» до слёзного ползания на коленях… Но важно понимать, что именно так начинает проявляться психологический садизм.
Дальше следует один и тот же сценарий с небольшими гендерными различиями. Так, например, девушке понравился парень, — и она сделает всё, чтобы его влюбить в себя по уши и завоевать безграничное доверие, — а затем отталкивает его, жестоко унижая и вытирая ноги. Но как только молодой человек не выдерживает такого отношения и разрывает отношения, она возвращается к нему, вымаливая прощение любой ценой. Но как только он возвращается, она опять начинает его унижать, высмеивать и т. д. И так отношения будут повторяться циклично, пока молодой человек не подчинится ей полностью. В случае, если садистом оказывается молодой человек, к психологическая «расправа» вскоре перетекает во вполне ощутимую физическую.
Если же жертва осознаёт реальное положение вещей и пытается вырваться, садист обычно показывает своё истинное лицо — и даже может попытаться уничтожить жертву или психологически или физически. Поэтому не стоит надеяться, что такой человек сможет измениться без профессиональной помощи. Напротив, приступы агрессии и потребность в проявлении психологического или физического насилия над другими людьми с годами будет только усиливаться. Впрочем, помощь не меньше нужна и «заложникам» домашних тиранов – об этом мы и поговорим в следующий раз.