Дауншифтинг: осмысленное существование
Дауншифтинг (downshifting) — переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса. Под этим термином сегодня понимают философскую концепцию «жизни ради себя», подразумевающую отказ от карьеры как реализации «чужих» целей.
Дауншифтеры, которых особенно много среди населения развитых стран (Британии, Австралии, США), отказываются от стремления к пропагандируемым общепринятым благам вроде постоянного увеличения материального благосостояния, продвижения по карьерной лестнице и т.д., которые воспринимаются как бесполезные цели и занятия. По большей части среди дауншифтеров преобладают интеллектуалы и люди творческих профессий, остальные же – уставшие от «беличьего колеса» трудоголики, которые, наконец, поняли жизнь…
Примеры из истории
Это лишь на первый взгляд дауншифтинг являет собой регресс: на самом деле в основе этого «понижения» стоимости и скорости жизни лежит стремление повысить её качество. Первым из известных дауншифтеров вообще основал собственную религию – достаточно вспомнить жизненный путь Сиддхартхи Гаутамы (знаменитого Будды). Будучи принцем из рода Шакья, он отрёкся от трона, наследства, семьи и имущества. Сначала Сиддхартха бродяжничал, словно нищий, в поисках смысла бытия. В конце-концов он понял, что земная жизнь превращается в страдание, если не следовать Серединному пути. Эта философия призывает сознательно избегать крайностей – как бесконтрольного стремления к земным наслаждениям, так и бессмысленного аскетического самоистязания.
Ещё один знаменитый пример – древнегреческий философ Диоген Синопский, который просто-напросто жил в бочке. Эллин сознательно отказался от жизненных удобств, которые, как он считал, привязывают человека к вещам и делают его несвободным. По той же причине Диоген отвергал семью, частную собственность и даже правила приличия, которые он всегда считал надуманными. Известна притча, согласно которой Александр Македонский подошел к бочке, где сидел философ, и спросил у него: «Что бы ты хотел получить от меня?». В ответ Диоген, досадливо махнув рукой, ответил: «Я хочу, чтобы ты не загораживал мне солнце». Примечательно, что Александр, крайне уставший от своих походов и государственных дел, со вздохом заметил: «Если бы я не был царем, я хотел бы стать Диогеном».
Впрочем, цари тоже иногда уходят «дауншифтерствовать» — например, римский император Диоклетиан удалился от государственных дел на пике славы и популярности. Объясняется столь экстравагантный поступок тем, что Диоклетиан трезво смотрел на вещи, предвидел раздоры в стране и свою возможную гибель (что впоследствии случилось с его преемником Максимианом) — и совершенно этого не желал. А когда сенаторы пришли к Диоклетиану, чтобы упросить его вернуться на трон, он ответил им своей знаменитой фразой: «Если бы видели капусту, которую я выращиваю, то вы бы перестали меня уговаривать».
Прошлый век: хиппуем…
Движение хиппи появилось в 60-х годах прошлого века сначала в США, а потом и в Европе. Дети вполне обеспеченных родителей бросали учебу и сулящую благополучие карьеру, отказывались от материальных благ и начинали бродяжничать. Тем самым они выражали протест против ценностей буржуазного общества: хищнического, конкурентного характера человеческой цивилизации, стремления везде быть первым, власти капитала и наживы.
Отрицание общепринятых стандартов касалось даже внешности и привычек хиппующих подростков: длинные, нечесаные волосы, нарочито грязная и рваная одежда и откровенное игнорирование приличий. Хиппи выступали против насилия, войны во Вьетнаме, пропагандировали свободную любовь и баловались наркотиками. Однако подлинными революционерами хиппи никогда не были и относились к радикальным переменам в обществе скорее пассивно, чем активно.
В СССР явление хиппи носило преимущественно подражательный характер и выставлялось советской пропагандой как тунеядство и аполитичность – в противовес культивировавшемуся тогда образу «советского человека, строителя коммунизма». Отечественные хиппи были идейно связаны с диссидентской средой вследствие недовольства тоталитарным режимом и желания жить в свободной стране, а поэтому, в отличие от своих зарубежных собратьев, помещались в психушки либо получали срок «за тунеядство».
Наши дни: куда мы идём?
Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е» (Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the ’90s), которая была опубликована в газете «Вашингтон Пост» аккурат в канун нового 1992 года.
В наше время существует множество мотивов для дауншифтинга. Одна из самых характерных причин отказа от карьеры — недовольство ускоренным ритмом жизни и чрезмерно высокой требовательностью к выполнению профессиональных обязанностей: чтобы избежать постоянных стрессов и синдрома хронической усталости, люди меняют руководящие должности на менее ответственную и оплачиваемую работу. При этом, разумеется, дауншифтеры успевают скопить приличные суммы на банковских счетах — и посвящают себя занятию любимым делом.
В Великобритании дауншифтинг имеет экологический подтекст: многие люди поддерживают идею выращивания органических продуктов, вторичной переработке мусора, экономии электроэнергии, починке старых вещей (мебели, техники и т.д.). Тем временем в Австралии фокус смещён в сторону смены жилья и места проживания: если человек не привязан к своему рабочему месту цепями карьеры, он может путешествовать сколько душе угодно, промышляя фрилансерством или каким-нибудь рукоделием… В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающуюся страну (особенно популярны Индия и Таиланд) — при этом источником средств к существованию часто является сдача в аренду дорогостоящей квартиры в мегаполисе (Москве или Петербурге).
Противники дауншифтинга считают стремление сделать карьеру, стать успешным и финансово независимым естественными потребностями человека, а вовсе не навязанными обществом целями. Однако правы они только в отношении самих себя – ведь каждый строит свою жизнь, исходя из особенностей своего темперамента и накопленного опыта. А подходит ли такая свобода вам?
Edwin