Поиск






Два метода манипуляторов сознанием

Сегодня практически весь мир читает прессу и просматривает ленты новостей, слушает радио и по вечерам жуёт поп-корн перед телевизором. Нам внушают, что необходимо быть в курсе всего происходящего, — и мы, помня фразу «знания – это сила», ведёмся на провокацию словно ослик на морковку. Мало кто понимает, что избыток информации о особая форма её подачи рассчитаны как раз на то, что чтобы «оглушить» и «ослепить» людей, сделать их пассивными и легче управляемыми… Давайте посвятим ещё немного времени откровенному повествованию Герберта Шиллера — и, наконец, начнём называть вещи своими именами.

Правило первое: дробление информации

Дробление — доминирующий метод распространения информации (и манипуляции сознанием) в мире, начиная средствами массовой информации и заканчивая нездоровой системой образования.

Суть метода сводится к тому, что при передаче новостей по радио и телевидению многочисленные не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно пулемётной очереди. Поток этого никчёмного «мусора» ускоряется до такой степени, что это вызывает порой до известной степени обоснованные жалобы на «информационную перегрузку». В действительности же количество значимой информации не увеличивается.

Дробление осуществляется и внутри бредовых информационных блоков – причём реклама не просто пытается заставить людей тратить деньги. Она мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию.

Полное безразличие, с которым рекламные ролики относятся к любым политическим или социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чём идет речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий. Таким образом вмешательство рекламы во все информационные и развлекательные программы снижает и без того низкую способность аудитории критически оценивать тотальный характер освещаемого события или проблемы.

Возьмём, к примеру, газеты и журналы. Они представляют собой толстые подборки материала, исчисляемого десятками страниц. Редакторы намеренно разбивают статьи, помещая основную часть текста в конце номера (или через пару страниц глянца), с тем чтобы заставить читателя просмотреть рекламные блоки.

Радио- и телевизионные программы (даже детские) ещё активнее прерываются для передачи рекламы. Общим принципом для составления обычной телевизионной или радиопередачи является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Всё сказанное на ток-шоу полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных откровениях и сплетнях.

Вся культурно-образовательная система поощряет и осуществляет распыление, специализацию и микроскопическое разделение. Университетские справочники служат свидетельством произвольного и насильственного разделения курсов по общественным дисциплинам. Каждая из дисциплин отстаивает свою независимость (если не доминирующую в науке роль), а наибольшей популярностью пользуются модели, исключающие междисциплинарную взаимосвязь. Невозможно разбираться в истории, не зная географии, как и невозможно быть хорошим политиком без понимания экономики, социологии и т.д. Однако каждая из этих сфер сегодня отрицает или игнорирует необходимость друг в друге.

Правило второе: «горячие» новости

Немедленность передачи информации не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным условием для его осуществления. Так, например, репортаж непосредственно с места событий остается одним из самых главных принципов освещения новостей. Но скорость при передаче информации вряд ли можно считать достоинством как таковым. Основанная на конкуренции система превращает информацию в товар потребления, и выгода состоит в том, чтобы первым заполучить и придать такой скоропортящийся товар, как новости.

В Соединенных Штатах и других западных странах процесс распространения информации, использующий современную электронную технику и движимый мотивами конкуренции, постоянно осуществляется в трудной, напряженной атмосфере. В случаях возникновения действительных или мнимых кризисов нагнетается неблагоприятная и совершенно необоснованная атмосфера истерии и взвинченности. Ложное чувство срочности создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое так же быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности.

Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил, растратах и забастовках, сильной жаре и др. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей человек не в состоянии нормально осмысливать новую информацию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений.

В Нью-Йорке завтрашние газеты можно купить уже в 22 часа 30 минут. Значение завтрашней газеты именно в том и состоит, что она помогает предать забвению всё, что произошло сегодня, и переключиться на очередной поток не связанных друг с другом сообщений. Однако большинство важных событий обретает смысл и более-менее конкретные очертания лишь но истечении определенного времени. Полнейшая концентрация внимания на происходящих в данную минуту событиях разрушает необходимую связь с прошлым.

Заметим, что проблема заключается не в самой технике, позволяющей и облегчающей немедленную передачу информации – в иных условиях она могла бы играть положительную роль. Предметом озабоченности является существующая социальная система, которая настаивает на том, что скорость подачи сообщений служит делу понимания и просвещения. На деле же манипуляторы используют эту технику для распыления внимания и апатии среди людей, превращение информационных мух в слонов и лишения смысла действительно важной информации.

Комментарии запрещены.