Поиск






Карта сочи дагомыс.

Кто такие клептоманы?

В последнее время стало модным называть клептоманами едва ли не всех людей, уличённых в присваивании чужого имущества, – особенно нечистых на руку голливудских знаменитостей. Звучит такой диагноз менее криминально и даже забавно, однако реальной основы под собой не имеет. Психиатры подчёркивают, что истинная клептомания — редчайшее расстройство психики, сопровождающееся болезненным влечением к воровству, которое не носит преступный или профессиональный характер.

Исследования расстройства

Термин «клептомания» (от греч. κλέπτειν — воровать, и μανία — мания) возник в начале XIX столетия, когда французская психиатрическая школа развивала учение о так называемых «мономаниях». Тогда была выдвинута гипотеза о том, что душевная болезнь может заключаться в болезненных наклонностях, например, к убийству, самоубийству, поджогам и т. п., без всяких других явлений помешательства. С этой точки зрения клептомания рассматривалась как мономания, характеризуемая наклонностью воровать.

Учение о мономаниях давно позабыто научным миром, но вопрос о клептомании до сих пор интересует учёных. Кажется немыслимым, чтобы во всех отношениях порядочный человек, обладающий к тому же достатком и положением в обществе, попался на краже бесполезных вещей, стоимость которых измеряется копейками. С одной стороны, в этом трудно предположить преступное намерение, но в то же время эти невинные преступления обставлены так, что нельзя не признать в них явного стремления присвоить себе чужое потихоньку и безнаказанно.

Как бы ни были загадочны такие случаи, нередко клептоман оказывается душевнобольным. Среди них часто встречаются люди, страдающие прогрессивным параличом. Эта болезнь протекает своеобразно: на начальной стадии окружающие просто не замечают болезненного падения интеллекта и нравственности своего знакомого или родственника. и создаёт впечатление, будто человек ничем не отличается от здорового, кроме страсти воровать. На деле эти бессмысленные кражи составляют лишь случайное проявление глубокого изменения всей личности под влиянием органического поражения мозга, которое лишь спустя долгие месяцы приводит к очевидному для всех помешательству.

В других случаях клептоманы оказываются эпилептиками, подверженными эпизодическому помрачению. Среди них встречаются так же лица, одержимые небольшой степенью слабоумия и потому не производящие при поверхностном знакомстве впечатления патологии. Однако они могут с лёгкостью уступить импульсу присвоить себе любую понравившуюся вещь, потому что представление о значении такого поступка в их сознании не обладает достаточной сдерживающей силой. То же относится к истерии, которой свойственна повышенная импульсивность и ослабление сдерживающих функций.

Временной клептоманией иногда могут страдать некоторые женщины в «красные дни календаря» и в особенности в период беременности. У них могут появляться необычные влечения и нарушение равновесия психической жизни. Поэтому, несмотря на ясность сознания и сохранность умственных способностей, барышни в таком состоянии иногда могут совершать «непосредственные» поступки, включая напоминающие клептоманию кражи.

Как происходит кража

Клептоман во многом похож на азартного игрока и всегда «работает» один. В процессе воровства у такого человека выделяется в кровь адреналин в связи с риском быть пойманным. Регулярно «охотясь» на всякую ерунду, клептоман испытывает нечто наподобие эйфории, хотя некоторых после содеянного охватывает тревога или угрызения совести. А когда клептоман не практикуется, у него появляется чувство дискомфорта.

Согласно российским исследованиям, мужчины-клептоманы имеют тягу ко всему, что имеет отношение к их хобби, тогда как клептоманки-женщины более практичны и «тянут», в основном, предметы, которые могут принести какую-то пользу. Иногда клептоманы хранят украденные предметы, в других случаях тайно возвращают, подбрасывая на прежнее место. А вот французский король Генрих IV обожал умыкнуть в гостях какую-нибудь безделицу и возвращал украденное добро, при этом смеясь над одураченными приближенными.

Любой человек, что-либо умыкнувший и пойманный на «горяченьком», может заявить, что он клептоман. В цивилизованных странах (увы, к нам сие не относится) его обязаны отправить на психиатрическую экспертизу. Но поставить подобный диагноз очень сложно, и встречается он примерно раз в десятилетие. Доказать наличие такого расстройства практически невозможно, но есть шанс избежать тюремного заключения или штрафа в обмен на обязательную психотерапию и несколько часов общественных работ.

Можно ли вылечить клептомана?

В системе кодирования болезней МКБ-10 имеет код F63.2. Однако, как следует из вышесказанного, причины этого отклонения весьма разнообразны — и что об определенной болезни в форме клептомании не может быть речи.

Одна из немногих клиник в мире, где пытаются лечить от клептомании находится в Малибу: курс лечения стоит около 20.000$. Американский психиатр Джон Грант успешно лечит клептоманию налтрексоном – на сегодняшний день это единственное лекарство, которое способно победить неудобный симптом (однако не избавляет от основного заболевания, ставшего причиной клептомании). Препарат вступает во взаимодействие с рецепторами головного мозга и вызывает у человека чувство расслабленности, снимая состояние, побуждающее его к краже. Налтрексон так же применяется в качестве вспомогательного лекарственного средства после отмены опиоидных анальгетиков, для лечения алкогольной зависимости, а так же при аутоиммунных заболеваниях, таких как болезнь Крона и рассеянный склероз.

Один из самых ярких персонажей в литературе, страдающий врождённой клептоманией, — Багдадский вор из книги Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Вылечиться этому персонажу удалось только после того, как он помог главному герою тайно оставить тысячи подарков для детей-сирот (то есть проявить свой воровской талант «шиворот на выворот»). Однако это лишь красивая и очень позитивная история – а в реальной жизни этот метод вряд ли способен вылечить пациента.

Комментарии запрещены.