В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше
Вы когда-нибудь задумывались о том, для чего древние лемурийцы и египтяне изображали на постройках не только целые фрески, но и отдельно – глаза? Не для того ли, чтобы напомнить о всевидящих богах, следящих за каждым шагом смертных? В 2005 году американские психологи обнаружили, что люди ведут себя более альтруистично, если в помещении присутствует изображение двух глаз. В принципе достаточно просто разместить где-то в интерьере три точки, расположенные в виде перевернутого треугольника (как кошачья мордочка) – и люди начинают подсознательно вести себя иначе…
Кофейный эксперимент
Ученые из университета Ньюксла провели эксперимент, в ходе которого попытались узнать: как различные изображения на стене стимулируют человеческую честность. Исследователи установили стол, на который водрузили электрочайник, молоко, банку растворимого кофе и чашки. Никакого кассира-контролёра – всем этим добром можно было пользоваться бесплатно, однако на столе так же поместили коробку для чаевых. Напротив угощений экспериментаторы размещали поочерёдно три изображения: цветочный букет, пристально смотрящий мужчина и, наконец, снимок женщины. В течение десяти недель к столу подходили работники университета и взбадривались кофеином, причём в «цветочные» дни люди оставляли от 10 до 30 пенсов чаевых за чашку кофе. Когда же любители кофе чувствовали на себе нарисованный взгляд, они оставляли по 70 пенсов за чашку! Причем более действенным оказался взгляд мужчины, чем женщины.
Анонимные диктаторы
В игре «диктатор» одному человеку выпадает роль босса, второму – подчинённого. Босс получает на расходы определённую сумму денег, которые по своему усмотрению может использовать, в том числе и поделиться со своим партнёром. Участников эксперимента, которые даже не подозревали о том, что все получили роль диктатора, заверили в полной анонимности. Якобы ни партнёр, ни организаторы эксперимента не узнают, кто кому достался в партнёры – а значит, никто не сможет подсчитать, кто как разделил деньги. Никакого наказания или награды за своё поведение испытуемые тоже не получат, то есть можно делать что в голову взбредёт!
Однако в помещении время от времени присутствовал немаловажный элемент: нарисованные «глаза Гора». Потирая руки, учёные принялись анализировать статистику и выяснили следующее: даже в условиях полнейшей анонимности люди всё равно продолжают совершать альтруистические поступки, хотя и не так активно, как на глазах у публики. Участники отдали «партнеру» (которого на самом деле и не существовало!) больше денег в присутствии нарисованного взгляда, чем в ситуации «без глаз».
Почему мы так поступаем?
Альтруистичное поведение вырабатывалось в живых организмах на протяжении всей эволюции: щедрыми и сочувствующими могут быть собаки, дельфины и даже крысы. Учёные выделяют несколько механизмов такого поведения. «Классика жанра» — помощь представителям своего вида (родственникам) и взаимный альтруизм – когда мы совершаем добрые поступки по отношению к людям, от которых ожидаем ответной услуги или помощи, когда она понадобится. Для приматов взаимный альтруизм даже важнее родственных связей: если, к примеру, самка шимпанзе не выказывает расположения к группе, то группа не станет защищать её детёнышей в случае опасности. Таким образом уже у высших приматов есть двухсторонняя мотивация вести себя «хорошо» — страх наказания и надежда на награду, то есть на улучшение своей репутации.
Доктор психологии Мелисса Бейтсон предполагает, что стремление быть благородным – это всего лишь видоизменённый инстинкт выживания: «Нам выгодно вести себя самоотверженно перед членами нашей группы для того, чтобы те поступали с нами так же». Поэтому если кто-то делает пожертвование в благотворительный фонд (вместо того, чтобы потратить не только деньги, но так же время и усилия на самостоятельное оказание помощи кому бы то ни было), почти наверняка можно утверждать: этот красивый жест ни что иное, как распушение павлиньего хвоста.
Исследования показали, что в такой ситуации жертвователя мало заботит, дойдет ли его пожертвование до адресата, насколько эффективно работает данный благотворительный фонд и какая доля собранных средств уйдет на содержание самого фонда и накладные расходы. Зато об «экзотическом» поступке быстро узнают окружающие, и социальный статус дарителя растёт на глазах: ведь он продемонстрировал не только широкий кругозор, доброту, щедрость – но и материальная обеспеченность (даже избыточную). Общество в восторге, а противоположный пол начинает активно интересоваться героем дня. Такой якобы бескорыстный поступок учёные окрестили «непрямой реципрокностью».
Однако люди могут совершать поступки, которые выходят за рамки сотрудничества, родственного отбора или составления о себе благоприятного впечатления. Хотя добиться абсолютной анонимности в свершении благих дел непросто и всегда существует вероятность того, что кто-то наблюдает за нами, мы можем быть альтруистичными просто так. Потому что нам это доставляет удовольствие. Вопрос в том, почему мы его испытываем?
Ответ кроется в наших убеждениях: мы либо тяготеем к прагматизму (желаем быть полезными, то есть самоутвердиться за счёт заведомо одобряемых поступков), либо разделяем одну из возвышенных философий и верим, что за нами наблюдает высший разум или какой-нибудь космический закон равновесия. Тогда мы думаем о чистоте своей кармы, отправляем в мир то же, что хотим получить взамен, и так далее. Это снова возвращает нас к несколько видоизменённому взаимному альтруизму, страху наказания и стремлению заслужить награду. Как говорится, всё гениальное просто.
Как это использовать?
Очевидно, каждый читатель сделает из этой статьи свои собственные выводы. Кто-то отправится кормить дворовых щенков под окнами симпатичной соседки. Кто-то решит, что отправить мешок старых игрушек в детский дом – это не более, чем генеральная уборка, и хотя бы раз навестит малышей чтобы поиграть с ними и подарить настоящее тепло общения. Кто-то повесит на стену картинку или снимок человека, под чьим взглядом будет неуютно бездельничать или разбрасывать барахло по комнате. А вот психологи намерены предложить правительству использовать изображения наблюдающих людей для борьбы с «зайцами» в общественном транспорте, мошенниками в магазинах и для усмирения уличных хулиганов.
Edwin