Поиск






Раздвоение личности: свобода быть разным

В какой-то мере каждый человек проявляет отдельные симптомы множественной личности – разговаривает сам собой, надевает различные защитные «маски», время от времени изменяет свою точку зрения на один и тот же вопрос и так далее. Современная реальность человека, насыщенная большими потоками информации и сильными эмоциональными нагрузками без возможности полноценного отдыха приводит к тому, что раздвоение личности стало сегодня практически обычным явлением. Правда, имеется в виду более лёгкая форма этого психического феномена, или же пограничное состояние. Как оно проявляет себя?

Внутренние противоречия

Симптомы лёгкого «раздвоения» значительно отличаются от симптомов психогенного заболевания. Человек осознает себя как целостную и единую личность, однако в разное время может совершать поступки, реагировать на ситуации, говорить вещи и делать выводы, которые не укладываются в общую картину.

Самый простой пример: сегодня вы увидели передачу о вреде консервантов и красителей, содержащихся в продуктах из магазина – выбросили из холодильника всё «опасное» и пообещали себе больше никогда не брать в рот ничего подобного. На следующий день вам кажется, что всё услышанное – ерунда («живём только раз»), и вы покупаете в магазине новую порцию «вкусняшки». Проходит некоторое время и вы с ужасом думаете: «Зачем же я это сделал?! Я же себя люблю — и хочу прожить долгую здоровую жизнь!..» При этом очевидно, что факты остаются неизменны – меняется только ваше отношение к ним.

Защитная функция

Подростки часто ведут себя буйно и нагло, хамят и бунтуют, отказываясь признавать авторитеты. Но психологи уже давно поняли, что это лишь своеобразная «игра на публику». Чтобы завоевать статус «взрослого», ребёнку необходимо преодолеть существующие давление запретов и правил, лишающих его права на свободный выбор. Но когда ты уязвим и не можешь постоять за себя, оставаясь самим собой, приходится собрать в глубинах своего «Я» всю агрессию, все «колючки» и всю веру в себя, чтобы начать искусный блеф.

Этот внутренний защитник и есть альтер-эго, которое по завершению «трудного возраста» становится подростку ненужным и как бы «растворяется» в личности. Но иногда второе «Я» сохраняется на годы или на всю жизнь, потому что слабохарактерному «Я» нравится такой «защитник», он во всём его одобряет — и со временем уже не может противостоять своей более сильной половине.

Разговор с самим собой

Маленькие дети часто разговаривают сами с собой — это нормальный процесс становления личности, поэтому им не нужно мешать во время «диалога» с самим собой. Мысли вслух помогают им преодолевать препятствия и приобретать новые навыки.

Такая склонность сохраняется у многих взрослых людей, и это не является признаком психической болезни. На самом деле внутренний голос звучит в голове любого человека – и от того, что озвучиваем мы его или нет, по сути, ничего не меняется. Беседа с самим собой помогают упорядочить информацию и более детально её осмыслить. И потом, как приятно порой пообщаться с действительно умным человеком! Он всегда вас поймёт, похвалит, утешит и посоветует не вешать нос. Одним словом, идеальный собеседник.

Специализация полушарий

В 1891 году лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри открыл факт, известный сегодня даже школьнику: несмотря на всё внешнее сходство полушарий головного мозга они выполняют совершенно разные функции. Левое полушарие (у правшей) отвечает за речь, память, письмо, логическое и аналитическое мышление, временную последовательность событий, называние предметов, умозаключения – и контролирует правую половину тела. Правое полушарие различает форму предметов, позволяет совершать с ними самые разные манипуляции, ориентироваться в пространстве, составлять целостное представление о чём-либо, отвечает за интуицию, эмоции и левую половину тела.

Полушария соединены мозолистым телом – пучком нервных волокон, осуществляющим обмен нервными импульсами и координирующим целостную работу мозга. В 19 веке для лечения пациентов от тяжёлых форм эпилепсии врачи практиковали рассечение мозолистого тела, после чего припадки прекращались. Однако в результате рождалось две отдельных личности, «обитающие» в левом и правом полушариях. Человек продолжал жить обычной жизнью, а две половины мозга стабильно выполняли положенную работу – но они больше не общались друг с другом!

Совершенно уникальный случай описан в книге «Мозг, разум, поведение» (Блум, Лейзерсон, Хофстедер). пациент П. С. представлял огромный интерес для исследователей по той причине, что возникшие ещё в детстве эпилептические припадки, очевидно, привели к некоторым повреждениям левого полушария. Из-за этого ещё до операции по разделению мозга правое полушарие успело научиться некоторым функциям левого и отчасти перерабатывало словесную информацию.

В итоге после хирургического вмешательства учёные смогли по отдельности общаться как с левой, так и с правой половиной мозга пациента. Обращаясь к левому глазу, врачи могли общаться с правым полушарием: используя левую руку и буквы из детской игры для составления слов, оно рассказывало о давней мечте стать автомобильным гонщиком, о любимой теле-звезде, своей приятельнице, кулинарных предпочтениях и других склонностях. Правое полушарие с интересом читало эти откровения, в буквальном смысле видя себя со стороны. Само оно утверждало, что хочет быть чертёжником, свободно выполняло адрессованные ему команды – а левое полушарие только угадывало их по уже совершённым действиям.

Вернёмся в наше время: у нас мозг функционирует совместными усилиями обоих полушарий, но это не меняет того факта, что порой они хотят совершенно разных вещей! А это значит, что множественность личности в нас запрограммирована ещё от рождения.

Раздвоение личности – не проблема

Некоторые люди самостоятельно идентифицируют себя как обладателей множественной личности – но считают это не отклонением, а естественной вариацией человеческого сознания. Например, Трудди Чейз, автор бестселлера «When Rabbit Howls», утверждает: несколько её личностей живут вместе как коллектив – хотя и отказались пройти интеграцию, то есть полное слияние друг с другом.

Психолог Джеймс Хиллман так же выступает против определения синдрома множественной личности как расстройства, называя такое отношение к вопросу культурным предубеждением. Проблемы возникают лишь когда множественные личности вообще отказываются сотрудничать. В этом случае опытный терапевт должен помочь найти им общий язык и научить уважать друг друга. Ведь каждый человек заслуживает достойного отношения – не так ли?

Edwin

Комментарии запрещены.