Поиск






ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ

Представим себе классную аудиторию. В центре стол или ка­федра учителя, перед ним три ряда школьных парт или амфи­театром разбегающиеся ряды студенческой аудитории. Где же находятся здесь эти благословенные островки, на которых про­израстают таланты? И где гранитные скалы, которые произво­дят бездарностей?

Назовём ряд, находя­щийся по левую руку от учителя, левым рядом, по правую руку — пра­вым и находящийся между ними ряд — цен­тральным. Благоприят­ные места располага­ются справа от учителя: это три-четыре первых парты, и в центральном ряду — одна-две парты в центре ряда. Где рас­полагаются места дво­ечников? Это весь ле­вый ряд, первые две парты в центральном ряду и все задние места всех рядов.

Почему так получается, что справа от учителя располагаются любимчики, а слева – парии? Учитель всевидящим оком придирчиво наблюдает тех, кто находится у него в левой части класса, не прощая им ни одной шалости или ошибки; и, наоборот, к ученикам, находящимся в правой части класса, он излиш­не терпим и мудро снисходителен.

Понаблюдайте за тем, куда смотрят ораторы. Большинство из них смотрит в левую часть аудитории и обращается к ней. Ка­залось бы, здесь, в этой части аудитории, оратор хочет найти отклик своим мыслям. Но это не так. Убеждают именно несо­гласных. Согласные, по мнению оратора, находятся всегда справа. Благоприятствует ли это пристальное внимание усвое­нию мыслей оратора? Нет. Говорящий гипнотизирует своим взглядом учеников, находящихся слева от него, мешая им ду­мать. Ученики, остающиеся под его правой рукой, находятся в более выгодном положении; оставленные без всевидящего ока учителя, они как бы на досуге размышляют об услышанном. Их умственные усилия не расходуются на излишнее, парализую­щее волю, внимание учителя.

Если двоечника пересадить из левого ряда в правый, на так называемые места отличников, то вскоре с ним произойдёт чудесное превращение, уже через два-три месяца он начнёт приносить домой тройки, а ещё через месяц-другой станет пе­ребиваться с четвёрки на пятёрку. Из отщепенца он превра­тится в любимчика. Учёба, которая раньше вызывала у него отвращение и страх, станет ему нравиться, у него появится азарт к добыванию хороших отметок и к заучиванию школьно­го материала. Особенно явственно правило правой руки дей­ствует в первых классах, когда закладываются навыки школьных взаимоотношений. Ученика, привитого к знаниям через места отличников, в более поздних классах можно пе­ресадить на места двоечников, и он всё равно будет удержи­ваться на хорошем уровне, учёба будет даваться ему труднее, но вкус к успеху заставит его, несмотря ни на что, плыть про­тив течения. Конечно, ученика, несколько лет находившегося на местах двоечников, даже пересадив его на места отлични­ков, будет трудно превратить в отличника. Так как в классах всегда происходит довольно много пересадок, то, наблюдая на местах отличников двоечника, нужно всегда интересоваться, где он сидел раньше. Это же касается отличника на двоенных местах.

Так какие же здесь действуют закономерности? А такие, ко­торые отражают космические законы: прямое следствие вра­щения Земли вокруг Солнца, и, как следствие этого вращения, происходит разделение функций между правой и левой руками, а также правым и левым полушарием мозга. Между правой и левой рукой установилось примерно такое же разделение функции, как между клещами и молотком. Левая рука служит для удержания предмета, а правая — для его обработки. На ранних стадиях развития человека левая рука служила для удержания ветки, а правая — для сбора плодов. Поэтому в моз­гу человека установилось разделение пространства на две ча­сти: левая — безвкусная, служебная, за которую надо покреп­че ухватиться и твёрдо держать, а правая — вкусная, съедоб­ная, которой надо наслаждаться. Учитель непроизвольно делит весь класс на две части: слева от него располагаются ученики-ветки, справа — ученики-плоды.

Тысячелетиями человек принимал удар на левую руку и наносил ответный удар правой. Не случайно древний воин на левой руке носил щит, а в правой — меч или копьё. Почему учитель так снисходителен к ученикам, находящимся справа? Именно с этой стороны внезапный наскок хищника был бы наиболее опасен, а нанесённый удар копья или меча был бы менее отразим, поэтому человеку так важно, чтобы на этой линии у него находился не враг, а друг. Учитель подспудно старается соблюдать как минимум дружелюбный нейтрали­тет с теми учениками, которые находятся в его незащищён­ной зоне.

Совсем не случайно в наше неспокойное время большинство учителей перенесли свой стол из центрального ряда в правый, до минимума сократив как количество мест отличников, так и возможность нанесения по себе предательских ударов взбун­товавшихся любимчиков. Поэтому, если мы хотим повысить общую школьную успеваемость, надо сделать первый шаг: переставить школьный стол учителя туда, где он и должен стоять,- в центральный ряд класса.

Михаил ГУСЬКОВ

Комментарии запрещены.